с 10 : 00 до 22 : 00   Без выходных
Email art.zapros@ya.ru

Техника живописи А.Е. Архипова (часть 2).

Просмотров 1 954
Архипов художник

Технология и материалы живописи А.Е. Архипова

 

Основания под живопись.

 

     Большинство своих произведений, в том числе и портретного жанра, Архипов выполнял на плотном льняном холсте с различным строением и фактурой ткани. Наиболее наиболее часто он писал на мелкозернистых и среднезернистых холстах с простым, прямым переплетением нитей, но иногда его внимание привлекали и саржевые ткани с косым переплетением нитей. Они отличались своеобразием фактуры, предоставлявшей интересные возможности для живописи.

     В начале своей творческой деятельности Архипов пользовался приемами тонкослойной живописи и предпочитал писать даже произведения довольно значительных размеров на мелкозернистых, плотных льняных холстах. На них можно было осуществлять очень тонкую моделировку форм и тщательно прорабатывать каждую деталь.

     В дореволюционные годы Архипов пользовался почти исключительно холстами фабричного изготовления, покрытыми полумасляным или масляным грунтом, приготовленным на основе свинцовых белил. Полумасляные грунтованные холсты, изготовлявшиеся на московских фабриках Досекина или Фридлендера, обеспечивали прочное сцепление красочного слоя с поверхностью грунта и не вызывали пожухания красок. Благодаря этому живопись Архипова, выполненная на таких холстах, не утратила первоначальной свежести красок и отлично сохранилась.

 

Северная деревня. Архипов

 

«Северная деревня» (1902, ГТГ)

 

     В отдельных случаях художник писал на масляных грунтованных холстах немецких фабрик. Эти его произведения сохранились несравнегнно хуже: недостаточно прочная сцепляемость красочного слоя с поверхностью масляного грунта привела к появлению трещин.

     Грунтованный холст Архипов натягивал на тщательно обструганный и выделанный из сухих планок сосновой древесины подрамник, расклинивавшийся колками и нередко имевший поперечную или крестовидную перекладину. Художник уделял подрамнику особое внимание и умело натягивал на него холст, следя при этом, чтобы нити были параллельны планкам подрамника и ткань была предельно растянута. Это повышало стойкость живописи к различным внешним воздействиям и во многом способствовало отличной сохранности полотен.

     В первом десятилетии ХХ века в связи с переходом Архипова к более широкой живописной манере изменилось и его отношение к мелкозернистому грунтованному холсту. Стремясь достигнуть наибольшей сочности красок, интенсивного звучания цвета, художник предпочитает теперь писать по темной, не загрунтованной, а только проклеенной поверхности крупнозернистого или среднезернистого холста с четко вы-явленными фактурой и зерном ткани.

     Этот холст приготавливался следующим образом. Ткань натягивалась на подрамник, слегка смачивалась водой, просушивалась (при этом она, как говорят, «садилась») и затем проклеивалась жидким раствором кожного (столярного) клея отличного качества. Клеевой раствор надо было нанести флейцем на поверхность холста тонким и ровным слоем холст проклеивался сперва в продольном, а затем в поперечном направлении.

 

Архипов художник

 

«Крестьянская девушка» (1880, Серпухов, музей)

 

     Закончив проклейку холста, Архипов давал ему хорошо просохнуть в течение одних-двух суток, а затем приступал к живописи. По словам художника, эта темно-коричневатая поверхность проклеенного холста позволяла ему «достичь исключительной силы в цветовой насыщенности света и тени, а также способствовала более четкому выявлению тональных отношений»

     На холсте, приготовленном таким способом, были исполнены «Прачки» (1901, ГТГ), «Северная деревня» (1902, ГТГ) и ,ряд других полотен.

     В последние годы творчества живописец стал писать некоторые свои картины на собственноручно загрунтованных им холстах. Грунтовал он холсты двояким способом: клеемеловым или полумасляным грунтом.

 

     Клеемеловой грунт Архипов приготовлял, смешивая жидкий 12-15-процентный водный раствор кожного клея с отмученным мелом. Массой грунта, имевшей консистенцию жидкой сметаны, художник покрывал поверхность холста (проклеенного за один раз) двумя последовательно наносимыми слоями. После двух-трехдневной просушки он наносил третий слой грунта, масса которого состояла из клеевого раствора и взятых поровну мела и сухих цинковых белил. Выполненная на клеевом грунте живопись имела приятную матовую поверхность.

     Полумасляный грунт Архипов приготовлял так: на проклеенную поверхность холста наносил два тонких слоя клеемелового грунта; после того как они просыхали, наносился третий слой из тонкотертых свинцовых масляных белил, разжиженных петролем (то есть хорошо очищенной белой нефтью).

     Некоторые небольшие свои произведения, а также этюды Архипов писал на загрунтованном холсте, наклеенном на серый или коричневато-желтый плотный картон («Новобранец», 1910), либо на фанеру («Голова старика, 1890, частное собрание). В редких случаях художник наклеивал холст на доску («Шахтер», 1890, частное собрание). Все эти работы отлично сохранились.

     Работая пастелью, Архипов пользовался серым плотным картоном с шероховатой поверхностью, на которой хорошо держится краска, или же употреблял серую оберточную бумагу.

     На плотном сером картоне Архипов выполнил многие свои пастели: этюд «Женщина» (1913, частное собрание), «Крестьянская девушка» (1880, Серпухов, музей), «Крестьянка» (1919, Нижний Тагил, музей), портрет В. Г. Гринева (1924, частное собрание), портрет А. Н. Щекотовой (1927, Ленинград, Музей-квартира Бродского) и другие.

      На серой оберточной бумаге Архиповым были исполнены: портрет Е. Г. Григорьевой (1926, частное собрание), портрет В. Ф. Пырикова, (ГТГ), «Женский портрет» (1913, частное собрание), «Крестьянская девушка» (1917, Минск, Государственная картинная галерея БССР), «Женщина в красном» (1925, Горький, Художественный музей), и другие. Архипов употреблял пастельные карандаши французской фирмы Лефрана, пользуясь наборами по 250 и 400 карандашей различных оттенков.

 

Голова старика

«Голова старика» 1890, частное собрание

 

Палитра красок.

 

     Архипов писал только тонкотертыми фабричного изготовления масляными красками в тубах. Наряду с красками отечественного производства (фабрик Досекина, Фридлендера, братьев Васильевых), отличавшимися своими высокими качествами, Архипов нередко пользовался и превосходными заграничными красками (бельгийской фирмы Блокса, французской Лефрана, немецкой — Мевеса). В последние годы он писал преимущественно отечественными красками, приготовлявшимися в мастерской ВХУТЕМАСА (Высшие художественно-технические мастерские образованные ранее на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества).

 

     В палитру красок, постоянно применявшихся Архиповым в портретной живописи, входили следующие:

 

Белые — белила свинцовые, белила кремницкие

Желтые — охра светлая, охра золотистая, охра темная, сиена натуральная, неаполитанская желтая, индийская желтая, кадмий желтый, кадмий оранжевый.

Красные — киноварь, краплак светлый, краплак темный, краплак роздоре, земля красная венецианская, кадмий красный.

Зеленые — земля зеленая веронская, земля зеленая богемская, изумрудная зелень, зеленая Поль Веронез.

Синие — индиго, кобальт светло-синий, кобальт темно-синий, церулеум, ультрамарин.

Фиолетовые — кобальт фиолетовый, темный, капут-мортуум. Коричневые — кельнская земля коричневая, умбра натуральная, сиена жженая, асфальт.

Черные — виноградная черная, кость слоновая жженая.

 

     Стремясь достигнуть в своих работах (особенно в зрелый период творчества) наиболее интенсивного, звучного цвета, отличающегося чистотой оттенков, Архипов с большим вниманием относился к выбору красок для своей палитры.

     Он совершенно не пользовался неустойчивыми в смесях красками, например ламповой копотью, газовой сажей, берлинской лазурью и различными цветными лаками, и избегал нестойких красок — свинцовых кронов, стронциановой желтой, розового краплака.

     Очень осторожно относился Архипов к смешиванию одних красок с другими. Зная, например, что при соединении желтых кадмиев с охрами и сиеной смесь может легко изменить свой первоначальный цветовой тон, он применял кадмий крайне осторожно, преимущественно в чистом виде, избегал их смешивания с земляными красками.

     Из белил Архипов предпочитал свинцовые или свинцово-цинковые, как наиболее быстро высыхающие. Цинковыми белилами он почти не пользовался, справедливо считая, что они задерживают просыхание красочного слоя, а в смесях с другими красками вызывают изменение всей колористической гаммы в сторону серого.

 

Крестьянская девушка

 

«Крестьянская девушка» (1917, Минск, Государственная картинная галерея БССР)

 

Разбавители.

 

Для разжижения масляных красок Архипов постоянно применял хорошо очищенную белую нефть (петроль), считан ее наилучшим и совершенно безвредным разбавителем. По его мнению, белая нефть, отлично разжижая краску, довольно медленно испаряется из красочной пасты, совершенно не оставляя каких-либо вредных для живописи следов. Кроме того, она способствует равномерному просыханию красочного слоя по всей его толще. Живописная поверхность приобретает при этом приятный полуматовый вид.

Художник не пользовался для разжижения красок скипидаром, маслом, различными смесями из масла, скипидара и лака, полагая, что это резко снижает чистоту и звучность красок. В тех случаях, когда Архипов хотел иметь живописно-красочную поверхность с постоянно сохраняющимся блеском, он вводил в пасту тюбиковых красок на палитре немного мастиксово-сандаракового лака. 

 

А.В. Виннер

А.И. Лактионов

 

Еще: 

Техника живописи А.Е. Архипова (часть 1).

 

Вам будут интересны статьи о художниках:

 Художник В .Д. Поленов

Художник И. К. Айвазовский

Художник И. И. Шишкин

Напишите нам в Whatsapp