с 10 : 00 до 22 : 00   Без выходных
Email art.zapros@ya.ru

Техника живописи А.Е. Архипова (часть 3).

Просмотров 2 381

Некоторые особенности техники живописи Архипова.

 

Рисунок

Талантливый мастер рисунка, Архипов прекрасно владел не только методом академического рисунка с натуры, но и техникой быстрых зарисовок с натуры графитовым карандашом. Его многочисленные альбомные зарисовки выполнены необычайно живо, легко, с большой экспрессией и отличаются превосходной моделировкой форм и тончайшей проработкой деталей.

Во многих своих живописных работах Архипов прежде всего тщательно прорабатывал светотеневой рисунок модели, взятый им в широких отношениях. Рисовал он очень тонко угольком, стараясь не загрязнять поверхность холста. Закончив рисунок на холсте, он фиксировал его при помощи даммарного лака, жидко разведенного петролем, давал лаку просохнуть и затем приступал к живописи.

Архипов считал, что каждый живописец, в особенности портретист, непременно должен отлично владеть рисунком. Он нередко говорил своим ученикам: «Если не умеешь хорошо рисовать, то не надо писать, красками; без отличного владения рисунком живописца из тебя выйдет».

 

портрет Пырикова

 

Портрет В. Ф. Пырикова 

 

Техника живописи Архипова

 

Техника живописи Архипова, как мы уже говорили, с годами претерпевала изменения.

Для раннего периода творчества художника (1882-1889 годы) характерны тонкое нанесение красочного слоя, широкое применение лессировок и полулессировок, особенно тонко и легко положенные «на просвет» тени и пастозно прописанные света. Несколько суховатый, но отлично проработанный во всех деталях рисунок, тонкая моделировка форм отличают ранние произведения Архипова. В эти годы он писал преимущественно техникой лессировок и полулессировок (нанося прозрачные и полупрозрачные слои красок на другие, хорошо просохшие) близкой во многом к технике В. Г. Перова и В. Е. Маковского.

В отдельных его работах — «Деревенский иконописец» (1889, ГТГ) «Посещение больной» (1885, ГТГ) — заметно влияние В. Д. Поленова, сказывающееся в необычайной чистоте тона, цвета и света, и методе передачи воздушной среды.

В «Слепом старике» (1883, ГТГ) сильно чувствуется влияние В. Г. Перова: темный, коричневатый фон написан очень тонко, пастозно положены белилами световые блики на лице старика, волосы его бороды прорисованы черенком кисти. Этот портрет показывает, что Архипов успешно усвоил лучшие традиции русской школы портретной живописи — традиции В. Г. Перова, И. Н. Крамского и в известной мере И. Е. Репина, создавших яркие народные образы . Портрет «Слепого старика» знаменует собой начало работы Архипова над образами крестьян, занявшими в дальнейшем творчестве художника значительное место.

В «Пьянице» (1883, ГТГ) влияние В. Е. Маковского сказывается только в трактовке сюжета, но и в тщательной, почти чеканной проработке форм. «Пьяница» написан Архиповым на мелкозернистом саржевом холсте (фабричного изготовления) с полумасляным грунтом. На цветовой подмалевок один за другим нанесены тонкие слои красок, довольно сильно разжиженных петролем (благодаря этому живописная поверхность картины полуматовая).

В «Посещении больной» (1885, ГТГ) — картине, выполненной на мелкозернистом саржевом грунтованном холсте (масляный грунт состоял из свинцовых масляных белил), хорошо заметен тёплый одноцветный подмалевок, почти не записаный в тенях одежды и интерьера и просвечивающий из-под тонких, прозрачных слоев красок в других местах живописи. Такой подмалевок помог художнику объединить всю колористическую гамму произведения. для этого полотна характерна полупастозная живопись (краски слегка разжижены лаком), тонкая моделировка форм и тщательная проработка деталей.

В своих ранних работах Архипов обычно очень тонко, почти притиркой прописывал тени таким образом, что кое-где из-под лессировочно нанесенных красочных слоев просвечивали фактура и зерно холста, едва прикрытые тонким слоем грунта. Благодаря этому приему легко писать тени и усиливать пастозность кладки красок в светах — Архипов добился исключительной легкости в передаче света, тени и цвета.

В некоторых работах раннего периода художник пользовался асфальтом (коричневой краской), со временем проступившим сквозь верхние красочные слои и вызвавшим изменение всего колорита в сторону резкого потемнения — покоричневения. Это особенно заметно в «Лавке старьевщика» (1882, ГТГ).

 

viewImg.php

 

«Лавке старьевщика» (1882, ГТГ) 

 

Выполненные в восьмидесятых годах портреты крестьян и крестьянок, например «Старуха» (1884, Ленинград, Музей-квартира И. П. Павлова), «Старуха, сидящая на берегу» (этюд, 1889, ГТГ), «Голова старика-крестьянина» (1880, ГРМ1), «Крестьянин» (1880, Минск, Государственная картинная галерея БССР), «Крестьянская девушка» (1880, Серпухов, Музей), «Голова старика» (1880, Музей-усадьба В. Д. Поленова), отличаются не только превосходным рисунком, но и тщательно выписанными живописными деталями.

Для портретной живописи Архипова тех лет характерны тонкослойная манера исполнения, использование при построении живописно-красочного слоя портрета фактуры и зерна ткани и широкое применение лессировок.

В этой же технике Архипов выполнил следующие свои работы: «Портрет отца» (1880, частное собрание), «Пастух» (1887, Полтава, Музей), «Деревенский иконописец» (1889, ГТГ) . Особенно интересно последнее произведение. Придерживаясь все той же тонкослойной манеры живописи с ее звучными, прозрачными тенями и полутенями, Архипов создал реалистический образ деревенского художника, с большим мастерством и душевным теплом передав не только характерный внешний облик самого умельца из народа, но и всю обстановку мастерской иконописца.

В последующее десятилетие, в девяностые годы, Архипов пишет выразительные портреты-этюды близких его душе простых людей Рязанщины — шахтеров, мастеровых.

 

7_big

 

«Деревенский иконописец» (1889, ГТГ)

 

В этот период в живописной манере Архипова происходят некоторые изменения вызванные стремлением передать в портрете лирический образ человека и природы. В ряде жанровых произведений, имеющих в известной мере портретный характер, большое место занимает русская природа, пленер с его широкими горизонтами, интенсивно звучащим солнечным светом и воздухом. Играющий значительную роль в создании полнокровного поэтического образа человека, пейзаж ставит перед художником новые задачи, и Архипов добивается превосходного, мастерского их решения. Созданные им полотна, в частности «Старик-крестьянин» (1890, частное собрание), «Старуха с мешком на коленях (1890, частное собрание), этюды к картине «По этапам» — «Фигур ссыльного со спины», «Две фигуры ссыльных» (1892, Музей-усадьба В. Д. Поленова), «Отдых» (1895, Ярославль, Художественный музей) и другие, насыщены звучным солнечным светом и воздухом. Колорит этих произведений решен в тонко гармонирующей гамме мягких полутонов и тонов светлых красок.

 Поэтической передаче образов крестьян и окружающей их природы отвечает и техника живописи Архипова. Жидко разведенные лаком и петролем краски он наносит свободным, широким мазком, легко положенным щетинной кистью. Тени и полутени его легки и прозрачны. После светотеневой проработки форм в рисунке (натуральном умброй на холсте) по крепко вылепленному костяку форм в тонкослойном подмалевке художник ведет тончайшую моделировку форм прозрачными слоями лессировок. Из-под этих слоев местами просвечивает подмалевок, почти не записанный в тенях и полутенях.

 

big_1325

 

«Девушка с кувшином»

 

При построении живописной поверхности своих произведений Архипов умело использовал фактуру и зерно ткани. Почти полуматовая поверхность его полотен придает необычайную мягкость красочным тонам и сообщает всей живописи легкость и воздушность.

Плодотворно разрабатывая и решая проблему передачи в живописи интенсивно звучащего солнечного света, художник сделал интересный вывод из своих наблюдений над тем, как меняется цвет в природе в разное время дня: свет, особенно сильный, полуденный, яркий, всегда в какой-то степени гасит цвет. Поэтому Архипов начинает передавать излюбленные им гармоничные сочетания цветов (розового, голубого, зеленого, синего, красного в одеждах крестьян) более сдержанно, как бы приглушая их. Свет, по его мнению, «успокаивает цвет… Когда пишешь на солнце, и человек, и камень, и стена — все солнцем залито, ничего не вылезает, так и надо писать».

После многих не удовлетворявших его попыток создать живописное впечатление настоящего солнечного света (например, в картине «Старик у колодца») Архипов пришел к убеждению, что свет надо передавать только верно найденными отношениями тонов. И в его последующих работах, залитых радостными лучами солнца, дающими прозрачные цветные тени, солнечный свет помогает ему не только обобщать, но и мягко моделировать формы, почти лишенные четких линейных очертаний. Архипов работает теперь на светлом, просвечивающем грунте красками светлых тонов, нанося их мягкой крупной кистью, тонкими, почти лессировочными слоями. Мягко моделируя формы, он почти совершенно прозрачно пишет насыщенные цветом теневые места, более корпусно покрывает света, нередко уплотняя в них красочный слой мастихином. Краски он наносит легкими, очень тонкими слоями, выдерживая все произведение в светлых, нежных по своим оттенкам, слегка приглушенных тонах.

 

image002ва

 

«Гости»

 

В этот период работы внимание художника сосредотачивается главным образом на изображении человека на фоне пейзажа среднерусской полосы . Расположенные на фоне такого пейзажа — открытого пространства земли или водной глади — группы крестьян и крестьянок в ярких, красочных одеждах предельно насыщены солнечным светом; превосходно передана художником воздушная среда.

Многие свои работы Архипов выполняет непосредственно с натуры. «Писал только то, что видел и чувствовал. Я только тогда искренен и уверен в том, что делаю, когда делаю с натуры», —говорил художник.

Более сложные работы Архипов выполнял следующим образом. «Предварительно сделав эскизы на натуре, которые он называл мыслями вслух», он разрабатывал в них одновременно и композицию я цветовое решение. Собрав таким образом по частям материал для картины и придерживаясь задуманного и наблюдаемого в природе освещения, он начинал писать в мастерской, все время внимательно вглядываясь в свои эскизы и этюды».

В первые годы нашего века живописная манера художника и его техника начинают постепенно меняться в связи с новыми живописными задачами. «Раньше меня интересовала форма за счет цвета, теперь цвет за счет формы», — так определял Архипов сущность своих поисков.

Сохраняя в живописи гармоничное сочетание цветов, он шел к большей их интенсивности. Он пишет теперь широкими, свободно положенными мазками, обобщающими и формы и сильно звучащий цвет. В этой новой, живописно свободной манере написан «Старик» (1901, ГТГ), «Прачки» (1901, ГТГ).

 

qeHBCmCS8mk

 

«Северная деревня»

 

Одним из излюбленных его технических приемов этих лет являет кладка красок широкими и смелыми мазками различной протяженности, направления и формы. Техника исполнения у Архипова становится та же несколько иной, что особенно хорошо заметно в картине «Прачки выполненной на не загрунтованной, а только проклеенной поверхности среднезернистого, с простым переплетением нитей холста.

Архипов написал это полотно довольно пастозно, в краски вводил на палитре значительное количество лака (скорее всего двойного мастиксового, но возможно, было добавлено и немного копалового лака). Лак обеспечивал не только быстрое просыхание красочного слоя, но и очень прочную связь с основанием — холстом. В то же время лак придавал краскам плотность и наиболее интенсивное звучание цвета.

Примерно с первых лет ХХ века вплоть до 1914-1916 годов Архипов пишет почти только одни пейзажи. Развитие его техники и живописное мастерства в эти годы представляет несомненный интерес, и, если не знать особенностей его техники в пейзаже, многое будет неясно в его манере и технике живописи последующих лет. По мнению художника, именно пейзажная живопись в наибольшей степени допускал свободу в передаче настроения и в решении различных живописных задач.

В эти годы Архипов написал следующие пейзажи: «Зима» (1909, Воронеж, Художественный музей), «Вечером» (1909, частное собрание), «Оттепель» (1913, частное собрание), «Утро в деревне» (1911, частное собрание) и многочисленные северные этюды 1902-1912 годов.

 

70501_big_1345702245

 

«Зима» (1909, Воронеж, Художественный музей)

 

Применяя самые разные живописные приемы, Архипов всегда стремился к наиболее правдивой, реалистической передаче образов природы. Разнообразие своих приемов он объяснял так: «Иногда сама природа заставляет писать по-разному; например на солнце нельзя сделать того, что достижимо в серый день».

Следуя реальной действительности и стремясь с наибольшей полнотой воспроизвести лирическое состояние природы, Архипов создал ряд первоклассных пейзажей. Его «Осени» (1909, частное собрание) с желтеющей листвой деревьев и мельницей на воде свойствен нежным, мягко переданный колорит наступающих сумерек. Постепенное усиление интенсивности звучания цвета мы можем наблюдать и в другом его пейзаже — «Утро в деревне» (1911, частное собрание), на котором изображены мост через речку и деревья на другом берегу; на мосту яркими синими, желтыми, красными пятнами намечены фигуры людей, крестьяне в таких же красочных одеждах — на первом плане. Несмотря на яркую зелень травы и темные тона окраски домов, все отдельные части картины мастерски объединены превосходно переданным солнечным светом, пронизывающим пейзаж. Цвет здесь звучит предельно сильно.

Стремление с наибольшей полнотой и выразительностью передать сильно звучащий цвет характерно для живописи Архипова в эти годы. Он избегает писать на чисто белом грунте, предпочитая незагрунтованную, только проклеенную поверхность крупнозернистого холста с характерной фактурой и четко выявленным зерном. Цвет и фактура холста помогают художнику сопоставлять чуть прикрытые тончайшим красочным слоем куски рыжевато-коричневого холста с более корпусно положенными плотными слоями ярко и сильно звучащих красок.

Если цвет и фактура холста не имели еще большого значения в построении колорита «Прачек», то в северных пейзажах художника их роль стала исключительно важной. Особенно хорошо это заметно в одном из них — в пейзаже «Северная деревня» (1902, ГТГ). Живописное выполнение песчаной отмели первого плана строится здесь на умелом использовании цвета и зерна холста. Они мастерски включены художником в общее колористическое построение пейзажа.

 

70501_big_1345707094

«Утро в деревне. Мост»

 

В этот период Архипов пишет преимущественно большими, плоскими и плотными, с очень упругим волосом кистями, нанося ими ясно выявленные по форме, протяженности и направлению мазки. Мазок приобретает в его работах особое значение и становится важнейшим средством живописной выразительности. «Мазок — это и свежее и колоритнее по форме; они (то есть мазки) выявляют формы и подчеркивают движение», — говорит Архипов.

Направление мазков, их форма, протяженность, выраженность фактуры не противоречат тому, что изображает художник, а, наоборот, помогают ему верно передать это. Например, выразительные горизонтально положенные длинные мазки красок превосходно передают фактуру бревен, из которых сложены деревенские избы, сараи. Изображая небо, покрытое облаками, художник с большим умением применяет различные по виду и протяженности закругленные мазки, плавно идущие по линии рисунка и великолепно передающие формы облаков.

Живописные произведения Архипова этих лет отличаются не гладкой, а прерывистой поверхностью. Отдельные наслоения красочных масс контрастируют с обнаженной поверхностью холста, которая включается как живописный компонент в построение живописно-красочного слоя. В светлых местах краски кладутся преимущественно корпусно, плотными слоями, а в темных — несравненно более тонкими, почти лессировочно или полулессировочно нанесенными слоями. Так, в пейзаже «Осень» светлые части неба и желтеющая листва деревьев написаны более плотно, корпусно нанесенными слоями красок, нежели лес и в особенности вода, выполненные очень тонкослойно.

Приемы пейзажной живописи этих лет (широкий свободный мазок, противопоставление более или менее корпусно выполненных частей живописи другим ее частям, исполненным очень тонко на почти не закрашенной поверхности незагрунтованного холста, широкое применение лессировок и полулессировок яркими, звучными тонами красок, жидко разведенных лаком) нашли свое отражение и в созданных Архиповым в эти годы портретах крестьянок. К их числу принадлежат «Гости» (1914, ГТГ), «Крестьянки Рязанской губернии» (1914, ГТГ), «Молодая крестьянка в красном (1916, частное собрание), «Молодая девушка желтом платке (1916, Киев, Государственный музей русского искусства) и другие.

 

1345710460

 

«Девушка в малиновом»

 

В этих характерных портретных изображениях, пронизанных солнечным светом и воздухом, Архипов с исключительным мастерством и тонким чувством колорита передает полнокровные, жизнерадостные образы крестьянок Рязанщины. Алые, розовые, ярко-желтые, зеленые голубые тона одежд, переливающиеся многочисленными оттенками, создают необычайно красочную, звучную цветовую гармонию. Широко и свободно он вел лепку формы мазками красок и, противопоставляя один цвет другому, добивался яркого, сочного колорита, смело обобщал формы. Не ставя перед собой задачи передать психологический образ модели, ограничиваясь изображением ее характерного внешнего облика, художник тем не менее сумел создать яркие, запоминающиеся образы русских крестьянок.

Последний период творческой деятельности Архипова начался после Великой Октябрьской социалистической революции. Художник создает новые, яркие, типические образа русских крестьян и крестьянок. Наибольший интерес представляют произведении: «Смеющаяся женщина в красном» (1924, Прага, Национальная галерея), «Крестьянка в зеленок фартуке» (1927, ГТГ), «Улыбающаяся девушка» (частное собрание), «Молодая крестьянка в красном» (1925, частное собрание), девушка с кувшином» (1927, ГТГ).

Живопись Архипова в эти годы строится преимущественно на контрастных противопоставлениях: пастозно написанные куски сменяются кусками почти незаписанной, только пролессированной поверхности незагрунтованного крупнозернистого холста. Во многих местах картины красочный слой очень тонок и едва прикрывает коричневатую поверхность холста, в других краски, наоборот, нанесены плотной массой очень корпусно.

Наиболее характерным примером техники художника этих лет является «Крестьянка в зеленом фартуке» (1927, ГТГ). Живописный слой картины построен таким образом, что куски почти не покрытого красками холста с его характерной коричневатой поверхностью гармонично вплетаются в цветной узор сарафана и удачно контрастируют с его яркими, сильно звучащими тонами. Несколько более тщательно моделированы лицо и руки крестьянки, выделяющиеся на фоне широко и свободно написанных и сильно насыщенных по цвету аксессуаров. Лессировки намерены только в теневых местах, преимущественно в живописи аксессуаров. На лице они тонко проложены в тенях.

 

37059-84c7b-83169226-m750x740-ud8971

 

«Крестьянка в зеленом фартуке» (1927, ГТГ)

 

Художник поставил натуру таким образом, чтобы свет падал на нее с двух сторон. Это дало ему возможность разработать систему сильно насыщенных цветом рефлексов и в то же время избавило художника от необходимости наносить резкие, густые тени.

«Когда смотрю на фигуру, — говорил Архипов, — то, что вижу позади, вижу как цвет». Эти слова превосходно объясняют отношение художника к отдельным частям живописи портрета, в частности к фону, который им детально не прорабатывался, а служил лишь для того, чтобы оттенить цветом фигуру модели.

Быстро и энергично ведя процесс живописной работы методом аlla prima, широко, свободно нанося на холст мазки, Архипов уверенно лепил и моделировал форму цветом и его различными оттенками. В эти годы он предпочитал писать большими, плоскими, с упругим волосом щетинными кистями.

В последний период своей творческой деятельности Архипов стал сам грунтовать холст. Так, его «Ивы» (1926, ГТГ) выполнены на грубом, крупнозернистом холсте, который художник покрыл полумасляным грунтом. Недостаточно качественная проклейка холста столярным клеем, применение этого клея при изготовлении массы грунта, а также неумело проведенная грунтовка привели к тому, что подготовленный художником холст имеет существенные недостатки; он неэластичен, красочные слои плохо связываются между собой и с холстом, легко отслаиваются от него.

Архипов создает ряд удачных портретов в технике пастели. К ним относятся: «Крестьянин Рязанской губернии» (1925, Ленинград, Музей Академии художеств СССР), портрет Е. Г. Григорьевой (1926), портреты М. И. Калинина (1927, Москва, Музей революции и Музей имени М. И. Калинина), портрет В. Ф. Пырикова (ГТГ), «Женщина в красном» (1925, ГТГ).

Эти портреты отличаются своеобразной манерой исполнения — широкими, легко и свободно нанесенными по форме мазками, тонкой нюансировкой и исключительно мягкой стушеванностью в переходах.

Работая пастельными карандашами (фабричной выделки), Архипов при лепке и моделировке форм пользовался растушкой или просто пальцами. Очень тонко он прорабатывал формы лица и рук модели.

Архиповская техника работы пастелью во многом сходна с его техникой живописи маслом. Приемы своей масляной техники с характерной для нее широкой манерой письма Архипов почти полностью перенес и в пастельную живопись. В ней он наряду с легкой и свободной лепкой и моделировкой форм живописными «мазками» пастельным карандашом стремился достигнуть рельефности в передаче формы.

 

А.В. Виннер

А.И. Лактионов

 

Напишите нам в Whatsapp