с 10 : 00 до 22 : 00   Без выходных
Email art.zapros@ya.ru

Техника живописи А.Е. Архипова (часть 1).

Просмотров 968

Техника портретной живописи А.Е. Архипова (1862-1930).

     Народный художник РСФСР Абрам Ефимович Архипов свои первые навыки в работе над живописью и рисунком приобрел еще в юные годы, общаясь с профессионалами иконописцами. Некоторыми знаниями он был обязан своему первому учителю — Зайкову.

 

      В дальнейшем большое влияние на формирование живописного и технического мастерства А. Е. Архипова оказали В. Г. Перов, В. Е. Маковский и В. Д. Поленов, преподававшие в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где Архипов учился с 1877 года. Особенное значение для него имело постоянное общение с В. Д. Поленовым.

 

     С 1898 по 1924 год Архипов преподавал живопись в том же Московском училище и сыграл заметную роль в воспитании многих советских художников. Его учениками были виднейшие мастера советской живописи: А. М. Герасимов, С. В. Герасимов, Б. В. Иогансон, В. В. Мешков, А. А. Пластов, Ф. С. Богородский и другие, всегда с благодарностью вспоминавшие годы, проведенные в мастерской учителя.

 

     В работах Архипова, в особенности ранних, заметно сочетание лучших живописных традиций передвижников, в частности В. Г. Перова, В. Е. Маковского и В. Д. Поленова, с яркой, самобытной манерой самого художника — свойственной ему особой поэзией света, воздуха и цвета и изумительным ощущением жизни, природы и человека.

 

Архипов. Прачки

«Прачки» (1901, ГТГ)

 

     Благодаря замечательным по глубине содержания и живописному мастерству картинам 1889-1896 годов («На Оке», «Обратный», «Прачки» и другие) Архипова можно считать одним из интереснейших и наиболее характерных представителей московской школы живописи конца XIX и начала ХХ столетия. Общий золотистый тон, характерный для его полотен этого периода, сообщал колористической гамме художника совершенно особое звучание. Архипов умел совершать чудесное превращение красок холодных тонов — голубых, синих, фиолетовых — в теплые, наполнив их золотистым теплом света.

 

Архипов. Обратный

«Обратный» (1896, ГТГ) 

 

     Живописная манера Архипова отличалась в эти годы тонкостью красочных сочетаний и тончайшей моделировкой формы.

 

     Будучи глубоко национальным художником, умевшим передать в своих полотнах красоту и поэзию жизни горячо им любимой Рязанщины, Архипов в последующие годы своего творчества, в частности в очень характерном цикле «Рязанские девушки и молодицы», достиг предельной художественной выразительности. Его широкая живописная манера этих лет отличается обобщенностью и яркостью цветовых сочетаний. Избегая излишней детализации в рисунке, художник стремится при помощи цвета и света лепить пластические формы, артистически используя при этом мазок и фактурную выразительность живописно-красочного слоя. Необычайное богатство тонов и широта диапазона характерны для его красочной палитры этих лет. Она включала в себя и полную своеобразной поэзии серебристую гамму тонов, и мощную, звучную гамму почти всех красок солнечного спектра с ясно заметным преобладанием розовых, алых, красных тонов. Как живописец Архипов в тот период достиг вершин мастерства.

 

     Жизнеутверждающая, яркая живопись Архипова явилась ценным вкладом в историю русского и в особенности советского реалистического искусства. Созданная художником галерея портретов крестьян и крестьянок Рязанского края была не только созвучна современности, но и сыграла большую роль в формировании и развитии мастерства и техники реалистической живописи многих советских художников.

 

По реке Оке

«По реке Оке» (1889, ГТГ) 

 

     Ярко выраженная индивидуальная манера письма Архипова, естественно, требовала оригинальной техники и особых методов работы над созданием живописного образа. Этим в полной мере обладал художник. Он отлично знал свойства и особенности применяющихся в живописи материалов, что помогало ему создавать замечательные произведения, на многие годы сохранившие свои первоначальные живописные качества.

 

     Чаще всего Архипов работал маслом, но наряду с этим, особенно в последние годы, он писал портреты и пастелью.

 

     Живописное мастерство Архипова, его оригинальная техника всегда вызывали большой интерес и привлекали к себе внимание. Знакомство с этой техникой, несомненно, принесет пользу молодым живописцам.

 

А.В. Виннер

А.И. Лактионов

 

Продолжение:

Техника живописи А.Е. Архипова (часть 2).

 

Вам будут интересны статьи о художниках:

 Художник В .Д. Поленов

Художник И. К. Айвазовский

Художник И. И. Шишкин

Напишите нам в Whatsapp