с 10 : 00 до 22 : 00   Без выходных
Email art.zapros@ya.ru

Технка живописи А. Дейнеки (часть 1).

Просмотров 1 425

Творчество выдающегося мастера советской живописи А. А. Дейнеки охватывает широкий круг тем и разнообразно по жанрам.

 

Художник создал ряд станковых картин, явившихся ценным вкладам в нашу советскую живопись. Не менее значительны его монументально-декоративные работы. Дейнека — автор ряда интереснейших росписей и мозаик в общественных зданиях нашей страны: в Московском метрополитене (на станциях Маяковская и Новокузнецкая), в новом здании Московского государственного университета на Ленинских горах. Много ценных произведений создано Дейнекой в плакате и графике: акварелью, гуашью, темперой, тушью. Большой интерес представляет портретная живопись Дейнеки — талантливого, оригинального мастера этого жанра. К сожалению, эта сторона творчества художника оставалась до последнего времени мало изученной. Лишь один ученый-искусствовед академик И. Э. Грабарь впервые обратил на нее внимание, высоко оценив своеобразие таланта Дейнеки как «исключительно одаренного портретиста». Оригинальное дарование художника, проявленное им с большой силой и в портретном жанре, нашло свое яркое выражение в таких первоклассных произведениях, как «В. В. Маяковский в РОСТА» (1941, Москва, Литературный музей), «Тракторист» (1956, ГТГ), «Мать» (1932, ГТГ), «Мирэль Шагинян» (1944, собрание художника), «С. И. Л. в соломенной шляпе» (1936, ГРМ), «С. И. Л. в зеленом платье» (1944, собрание художника), «женский портрет» (1940, ГРМ), «Парижанка» (1935, ГРМ), «Американка» (1935, ГРМ), портрет художника К. А. Вялова (1942, собрание художника) и других.

 

98d5d0fd37b92f7abac205e01603a5ed

1938 мозаичное панно ст. м. Маяковская «Учебный полет».

 

577d66a81e16487b9ff662143be0b8d8

 «Мирэль Шагинян» (1944, собрание художника)

 

В своих работах портретного жанра Дейнека, создавая художественный образ конкретного человека, стремится воплотить в нем то, что типично для целой группы людей.

 

По-своему развивая лучшие традиции русских мастеров живописи ХIХ века, также стремившихся к обобщению образа в портрете-картине или портрете (вспомните портрет Дениса Давыдова работы К. П. Брюллова или портреты Н. И. Аргунова), Дейнека сумел создать запоминающиеся, жизненно правдивые, монументальные образы людей нашей эпохи.

 

Портреты кисти Дейнеки пронизаны одной ярко выраженной мыслью: «Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью».

 

Картины-портреты «Мать», «Тракторист» и другие привлекают внимание не только оригинальностью композиции, строгим отбором деталей, лаконизмом и экспрессией выражения, напряженностью цвета, своеобразием живописи, но и особенной, поэтически возвышенной трактовкой обобщенного художественного образа наших современников.

 

Образный строй портретов работы Дейнеки, стилевые особенности живописного исполнения, техника — все это пронизано духом современности, героикой созидания, присущей нашей эпохе. Все живописные средства художник подчиняет одной глубоко волнующей его задаче: ярко и полно раскрыть в обобщенном, типизированном образе наиболее характерные черты духовного мира советских людей, занятых творческим, созидательным трудом на благо народа.

 

Талантливый мастер рисунка, композиции и цвета, в совершенстве владеющий оригинальным методом ведения живописного процесса, Дейнека своим творчеством привлекает внимание широких кругов любителей живописи и художников. Своеобразие техники живописи Дейнеки представляет несомненный интерес для многих, в особенности для молодых художников.

 

f9fe35b42f562281622b6c77c83f88de

 

«Парижанка» (1935, ГРМ)

 

Холст.

 

Дейнека любит писать портреты дна ,среднезернистых, достаточно плотных льняных холстах с простым переплетением нитей, хорошо выраженной фактурой и четким зерном. На живописной поверхности такого холста получается превосходная игра преломляющихся световых лучей. Это придает плотность и материальность самой живописи и позволяет художнику с наибольшей выразительностью и силой передать характеристику изображаемого. Словом, удачно подобранная фактура ткани способствует созданию живописного эффекта произведения. Вместе с тем своеобразное строение холста требует от художника и разнообразия фактуры живописного слоя.

 

Грубые, крупнозернситые холсты с резко выраженным переплетением нитей малопригодны для лессировочной и полулессировочной живописи. Нанесенная на такой холст тонким слоем краска затягивается в поры холста, хотя бы и загрунтованного по всем правилам, и поэтому лессировка здесь почти невозможна, так как сама фактура ткани этому препятствует. Да и не всякая живопись возможна на таком холсте. Очень грубо, например, будет выглядеть на нем лицо молодой женщины и ребенка (и, наоборот, неплохо писать на нем лицо старого человека Надо иметь в виду, что на крупнозернистых холстах невозможна тонкая проработка деталей. Подобного рода холсты лучше употреблять для картин больших размеров, выполняемых обычно в пастозной технике письма. В этом случае фактура ткани не имеет существенного значения.

 

Мы знаем примеры, когда увлечение крупнозернистыми, с резко выраженной фактурой тканями приводило художника к манерности в живописи. Вспомните некоторые работы П. И. Петровичева, любившего писать на грубом холсте небольшие картины. Отдавая должное артистизму его мазка, все же надо отметить, что употребление крупнозернистого холста и вызванная этим система кладки красок привели художника к совершенно ненужной манерности живописи.

 

Фактура ткани, ее зерно несомненно имеют немаловажное значение в живописи, но при этом не следует впадать в крайность и, находясь в плену фактуры холста, прибегать при изображении лиц, тканей, драпировок к излишне мелким, дробным мазкам. Однако мы несколько отвлеклись от разбора живописной техники А. А. Дейнеки.

 

Большое значение для сохранности всякого живописного произведения, как вы знаете, имеет грунт. Умение правильно его выбрать во многом определяет успех будущего произведения. Только сам художник, до тонкости знающий все особенности своей техники и манеры письма, может выбрать наиболее приемлемый для него грунт. И, конечно, лучше, если он сам умеет хорошо грунтовать холст. Целесообразность этого подтверждается многолетней практикой Дейнеки.

 

Он считает, что холст надо грунтовать так, чтобы грунт вместе с краской составлял единое целое. Грунт должен слегка пропитывать ткань и очень прочно с ней сцепляться, а краски в свою очередь должны хорошо входить в грунт и монолитно соединяться с ним.

 

Все портреты Дейнека пишет на тянущих эмульсионных грунтах.

 

Он готовит их с таким расчетом, чтобы живописная поверхность портрета была матовой. Не менее важно другое требование художника: краски, нанесенные на загрунтованный холст, должны сохранить свой первоначальный вид. Массу грунта не следует перегружать маслом или клеем. В первом случае не получится достаточно прочного сцепления грунта красками, а перегрузка клеем неизбежно приведет к сильному растрескиванию красочного слоя и грунта, а в дальнейшем — к их осыпанию. Вместе с тем надо, чтобы в массе грунта всегда было достаточное количество масла. Писать на грунте, содержащем слишком мало масла, нельзя, так как первоначальный тон будет очень сильно меняться. Метод работы Дейнеки над портретом требует мягких, эластичных грунтовок.

 

Проклеивание холста.

 

Натянутый на подрамник холст Дейнека прежде всего проклеивает клеем, приготовленным из желатина и муки. Сначала приготовляется желатиновый клей (пищевой желатин растворяется в горячей воде) . Этот клей должен быть не очень крепким, а таким, чтобы при пробе он чуть-чуть прилипал к пальцам. В горячий раствор желатинового клея добавляют картофельную или пшеничную муку (второго сорта), предварительно разведенную в воде. При этом раствор все время тщательно перемешивают, чтобы не образовались комки. Желатиново-мучной клей должен иметь консистенцию негустого киселя. При остывании он легко студенится. Этот клей Дейнека наносит щеткой ровным и тонким слоем на лицевую поверхность холста, проклеивая ее один раз.

 

Клей, применяемый художником, не проходит сквозь ткань: он равномерно затягивает все ее поры, образуя прочную, тонкую пленку. Холст остается при этом мягким и эластичным. Дав проклеенному холсту хорошо просохнуть в течение суток, Дейнека приступает к грунтовке.

 

Грунтовка холста.

 

Как мы уже говорили, Дейнека пользуется эмульсионным грунтом, который он приготовляет следующим образом. В желатиново-мучной клей (того же состава, который употреблялся для проклейки холста) он добавляет сухие цинковые белила, 10 процентов мела, не более 5 процентов отбеленного льняного масла и чуть-чуть глицерина. Сперва он смешивает клей с белилами и мелом, а затем вводит в смесь масло, тщательно перемешивая весь состав и не допуская образования комков. По своей консистенции масса грунта должна напоминать жидкую сметану.

 

Таким грунтом Дейнека покрывает холст в два приема: сначала наносит массу грунта щеткой тонким ровным слоем, дает холсту хорошо просохнуть в течение суток и затем покрывает его поверхность вторым тонким слоем грунта.

 

Благодаря этому способу получается очень мягкая, эластичная поверхность холста, на которую хорошо ложатся и масляные и темперные краски. «Работать на таком грунте, — говорит Дейнека, — приятно и легко, и он наиболее отвечает моей манере письма, основанной на том, что я пишу красками из тубы, слегка разжиженными скипидаром и содержащими небольшое количество добавляемого мною в них даммарного лака. Часть масла из краски проникает в массу грунта, дополняя в нем недостающее количество масла и тем самым способствуя очень прочной, органической связи красочного слоя с грунтом. Особенно важное свойство такого грунта, в нужную меру тянущего масло из красок, — то, что он дает возможность получить идеальную матовую поверхность живописного слоя портрета. В противоположность моему грунту эмульсионные грунты фабричного изготовления, обычно содержащие излишне много масла и почти не тянущие его из красок, не обеспечивают прочного срастания красочного слоя с грунтом, и краски легко отслаиваются и осыпаются. Наличие лака в моих красках обеспечивает прочную связь зерен пигмента краски и вполне компенсирует ту часть масла краски, которая была втянута в массу грунта. Благодаря лаку сохраняется необходимое равновесие между пигментом и связующим веществом в краске, и в то же время красочный слой имеет матовую поверхность».

 

Иногда Дейнека, закончив работу над портретом, слегка протирает живописную поверхность лаком-ретуше, но берет его в небольших дозах, чтобы только восстановить свежесть тонального звучания красок и никоим образом не вызвать блеска живописи. На загрунтованных таким образом холстах вполне можно работать не только масляными красками, но и казеиново-масляной темперой, нередко применяемой художником. Темперные краски, нанесенные на этот грунт корпусно или тончайшими лессирующими слоями, превосходно ложатся и очень прочно связываются с грунтом. Работать темперой на таких холстах, по мнению Дейнеки, легко, живопись имеет приятную, слегка бархатистую, матовую поверхность. Можно также вести на холсте предварительную подготовку казеиново-масляной темперой.

 

На грунтованных холстах, вырабатываемых предприятиями Художественного фонда СССР, Дейнека старается не писать. Тона красок на них со временем темнеют, краски плохо ложатся на грунт и сильно пожухают. Эти холсты причиняют художнику во время работы много неприятностей.

 

Для небольших этюдов, в которых необходима тщательная проработка деталей, очень хорош тонко загрунтованный мелкозернистый плотный холст, обработанный пемзой. На нем превосходно ложатся лессировки и наносимые легкими слоями чистые тона красок. Художник может проложить краской очень тонкие линии, детально проработать формы, так как этому не мешает сама фактура ткани.

 

Загрунтованный картон.

 

Некоторые свои этюды Дейнека пишет на собственноручно загрунтованном им плотном картоне. Методы проклейки и грунтовки те же, что и при подготовке холста.

 

Обычно художник проклеивает картон один раз и покрывает его так-же одним слоем грунта. Иногда он пользуется тонированным грунтом: покрывает белую поверхность грунтованного холста или картона сплошным, очень тонким слоем краски того или иного общего тона. Выбор краски зависит от характера живописи. Тонировка грунта в значительной степени облегчает живописный процесс, так как дает возможность легко найти основные отношения и затем проложить основные и дополнительные тона.

 

А. В. Виннер

А. И. Лактионов

 

Напишите нам в Whatsapp