с 10 : 00 до 22 : 00   Без выходных
Email art.zapros@ya.ru

Тон в рисунке

Просмотров 3 940

Роль тонального разбора в рисунке.

На мой взгляд, из всего арсенала имеющихся у художника средств наиболее выразительным и общедоступным и в то же время наиболее спорным является тон. Именно в вопросах тона так много индивидуальных толкований и так мало точных определений, что трудно установить, что кроется под тем или иным понятием. Так, окраску предметов и её темноту одни относят к тону, другие нет, одни отождествляют тон со светотенью, другие понимают определение тона значительно шире, и так далее. Но, пожалуй, большинство считает, что тональная разработка рисунка и тушёвка — это одно и то же.

 

Однако кто хоть немного задумывался над вопросами тона, приглядывался к рисункам великих мастеров и пытался проанализировать их, прекрасно понимает, какая огромная разница между этими двумя понятиями… Насколько вредна для рисования тушёвка, настолько важно и полезно активное пользование тоном…ImageCache LtgsYIwYLEI

Из художников-педагогов к наиболее правильному, на мой взгляд, решению вопросов тона пришёл профессор Д.Н. Кардовский… Только у него понимание тона вылилось в определённые рамки. Тон был основой всей системы Д.Н. Кардовского: «…в своей системе преподавания вопросам тона я придаю очень большое значение, ибо тон выделяет форму, даёт живое представление об объёме, позволяет ощутить пространство, а иногда даже и строит форму.»

 

Н.Э. Радлов в своей книге «Рисование с натуры» говорит, что, наметив очертания предмета, который вы изображаете, надо тотчас же тронуть его тоном, чтобы почувствовать его объемность и иметь возможность сравнить его с объемным предметом, имеющимся у вас перед глазами. Это, безусловно, верно. Как бы точно вы ни видели, как бы ни проверяли различными способами измерения намеченные линиями предметы, вы не разрешите этой задачи окончательно. И пропорции, и трёхмерность предмета, и его пространственное положение вы сможете ощутить лишь тогда, когда на бумаге будут не схемы, вычерченные в линиях (даже очень точные), а хотя и приблизительно намеченные образы реальных предметов. И чем раньше появится у вас ощущение реальности предмета, тем лучше, ибо только тогда вы сможете увидеть свои ошибки и, исправляя их, активно превращать плоскость бумаги или холста в пространственный образ видимой натуры.jf

 

Обычно тушёвку начинают с определения самого тёмного и самого светлого пятна, хотя иногда просто ведут с одного угла, прибавляя одну часть к другой, пока наконец не зачернят весь лист.

 

В результате получается скучный иллюзорный рисунок, в котором даже при наличии у автора верного глаза всегда много принципиальных ошибок и в линейном, и в тональном построении.

 

Причина этого заключается в том, что, измеряя и откладывая расстояния между точками и линиями, находящимися на одной плоскости в листе бумаги, рисующий только обманывает себя, что решает объёмные задачи. В действительности же проекционное смотрение тянет его к плоскости. А когда начинается отыскивание и тушевание пятен, с самого тёмного и самого светлого до мельчайших градаций, это тяготение к плоскости, несмотря на некую иллюзорную видимость объёма, ещё усиливается, так как пятно — категория плоскостная и формы не выявляет.

 

Отождествление тона с тушёвкой — наиболее характерная ошибка в понимании тона, причина которой в разрыве линейного построения и работы в тоне.

 

Как раскрашивание формы по строго нарисованным контурам не является живописью, так и затушёвывание линейных схем не становится тональным выявлением формы. Владение тоном — активный процесс, а не копирование тёмных и светлых пятен, которым заранее отведено и очерчено место.justin_bieber_by_iwubbzy-d2lyntr

Процесс заключается в овладении формой, которую художник изображает, и всё стремление его должно быть направлено не на угадывание, что светлее или темнее, а на выдвижение формы вперёд или удаление её назад, на определение её объёмности. А сравнивание тональных отношений и определение их силы и пропорций — только одно из средств в этом процессе, активность которого утверждается знанием закономерности тона и определением на основании этого знания, где, что и как должно быть. Причём наблюдение натуры устанавливает, если можно так выразиться, самый факт, а закон объясняет, почему это так, а не иначе.

 

Выявить форму тоном — значит показать закономерности освещения, действующие в натуре, а оттушевать — бессознательно скопировать случайные нюансы светлого и тёмного, часто зависящие не только от освещения.

 

Тон продолжает построение формы, а тушёвкой покрывается уже законченное построение. В этом заключается принципиальное различие понятий и этим, на мой взгляд, доказывается порочность разрыва построения формы от работы тоном, неизбежно приводящее к тушёвке или к абстрактным приёмам, мешающим и художнику и зрителю воспринимать живую, реальную действительность. Кроме того, обособление линейного построения от тональной разработки формы нарушает такой общепризнанный принцип, как ведение работы «от общего к частному».

 

Глаз — главный инструмент художника, и надо стремиться к тому, чтобы извлечь пользу из всего, что он видит, а не закрывать его, заставляя ученика понимать», а не «видеть».

 

Даже в том случае когда налицо учёт закономерностей явлений, порождающих тональные отношения и тонкое чувство пропорций тона, но отсутствует основное — понимание тона как средства выявления и определения формы, — работа ведётся неправильно. В этом случае рисующий попадает в плен живописных ощущений, искания тонких отношений, сравнивания пятен и теряет волевое, активное отношение к форме. В результате получаются бестелесные импрессионистические рисунки, передающие впечатление автора от натуры, а не реалистическое изображение объективно существующих вещей.1354651632-0408268-www.nevsepic.com.ua

Все ошибки, которых я здесь коснулся, и разновидности, которые можно было бы перечислять довольно долго, зиждутся, на мой взгляд, на неясном понимании того, что такое тон, чем он является для рисовальщика и каким закономерностям подчиняется, и сводятся к следующему: 

 

1) отождествление тона с тушёвкой; 

 

2) разделение процессов линейного построения и тональной разработки; 

 

3) нарушение принципа ведения работы от общего к частному (результат этого разделения);

 

4) абстрактное понимание тона, игнорирование его закономерностей; 

 

5) замена тонального определения формы условным разделением на плоскости; 

 

6) отсутствие методического сочетания построения и тонального определения формы;

 

7) живописное понимание тона.

 

Внешность всего видимого — основа изобразительного искусства. Значит, художник должен подметить в предмете, его внешности те объективные свойства и качества, которые он способен перенести на бумагу, используя для создания образа, возбуждающего в нашем сознании и те свойства, которые недоступны фиксации карандашом или красками.

 

Не все объективные свойства предметов нужны художнику. Он выбирает из них лишь те, которые может изобразить:

 

1) строение предмета. то есть его конструкцию;

 

2) окраску;

 

3) поверхность (фактуру).

 

Хотя освещённость — не непосредственное свойство того или иного предмета, а случайное, различное в каждом конкретном случае явление, но она настолько важна, что становится одним из основных условий для художника, ибо порождает целый ряд закономерностей, благодаря которым только и возможно правдивое и конкретное изображение действительности.

 

Без наличия освещённости не будут видимы, а следовательно, не будут и «существовать» объективные свойства предмета.

 

Суть изобразительного искусства заключается а передаче средствами материала, который избрал художник, тех отношений, которые наблюдаются в действительности.

 

Свет, падая на предметы, создаёт света, полутона, тени, рефлексы, которые выявляют форму, пропорции, взаимное размещение предметов в пространстве, позволяя наблюдать отношения, доступные передаче в материале, которым работает художник, и передающие наиболее полно и ощутимо впечатление живой действительности.

 

Каким же образом можно добиться передачи на двухмерном, то есть плоском, листе бумаги трёхмерной пространственном действительности?

 

Соблюдение пропорций, начертание границ предметов уже даёт возможность показать некоторую часть внешности предметов. Знание законов перспективы позволяет, хотя ещё и схематично, передать до некоторой степени их трёхмерность. Изображение света и теней даёт уже представление о предмете, его рельефности или объёмности ещё более живо.

 

Но только внимательное наблюдение определённой закономерности во всём, что представляется нашему взгляду, характерной для каждого конкретного случая, способность выявить отношения, подчёркивающие эту закономерность, и умение перенести их на бумагу, усиливая наиболее важные и подчиняя второстепенное главному, позволяют создавать живой, впечатляющий образ натуры.yrvah2

Нарисовать предмет — значит понять его конструкцию и изобразить его на плоскости в тех конкретных условиях, в каких он является нам. Для понимания формы достаточно схематичного представления его конструкции. Изобразить же её без учёта освещённости, силы и места источника света и многих других условий нельзя.

 

Тон — это закономерное распределение света, полутонов и тени на объёмах и в пространстве, выявляющее форму и организующее всё видимое в зависимости от расположения, силы и характера источника света и местонахождения зрителя. Такое понимание тона делает его одним из наиболее важных средств выявления формы, средством активного преобразования художником натуры в образ.

 

Правильно понимать тон — значит изучить его закономерности и использовать его для выявления или даже построения формы и организации всего видимого в пространстве.

 

Для постижения закономерностей тона необходимо учитывать следующие положения:

1) расположение источника света по отношению к зрителю;

 

2) силу и характер света;

 

3) воздушную перспективу;

 

4) распределение света и тени на плоскостях;

 

5) распределение света и тени на цилиндрических и шаровидных поверхностях;

 

6) положение о тональном центре;

 

7) подчинение деталей светотеневому или тональному пятну;

 

8) взаимосвязь тональных отношений и темноты окраски.

 

Положение 1

 

Соотношение между местонахождением наблюдателя и источника света — главное условие возникновения определённой закономерности тональной разработки видимой натуры.

Положение 2

 

Сила света зависит не только от приближения или удаления источника.

 

Сам источник света может быть очень сильным или менее сильным и даже слабым. Он может сосредотачиваться в одном месте или в нескольких местах или быть рассеянным… здесь мы можем наблюдать не только различную силу света, но и различный характер его положение, что падающая тень кажется более тёмной, чем собственная, объясняется тем, что она лежит на световых поверхностях и, следовательно, меньше подвергается влиянию рефлексов, кроме того, находясь на освещённой поверхности, кажется темнее в силу закона контрастов.

yrvah1

Надо изучать законы тона, а при работе над рисунком наблюдать отношения тона, стараясь понимать их закономерность. Тон — это то, что лепит форму и распределяет её в пространстве. Это и должно быть ведущей задачей при тональной разработке.

 

Силу тональных отношений и их последовательность надо твёрдо осознавать и применять их весьма принципиально, помня, что сила их заключается не в темноте, а в активности.

Положение 3

 

Знание закона перспективы позволяет нам уже в линейном изображении охватывать трёхмерность предметов, то есть показывать удалённость их вглубь и располагать их на определённых расстояниях друг от друга. Вглядываясь в природу, мы замечаем, что по мере удаления от зрителя предметы становятся не только меньше по размерам, но и бледнее по цвету и очертаниям. Чем дальше предмет, чем толще слой воздуха, находящийся между ним и нашим глазом, тем воздушней становится предмет, пока его очертания вовсе не исчезнут, сливаясь с голубым небом. Это явление и называется воздушной перспективой.ропа4

Положение 4

 

Наиболее ясно можно проследить напряжённость тона на предметах, ограниченных плоскостями.

 

Поскольку все предметы видимого мира до известной степени могут быть приведены к геометрическим телам, следует всегда наблюдать образующиеся на них плоскости и этими плоскостями руководствоваться при тональном выявлении формы того или иного предмета. Даже при работе над пейзажем при всей сложности растительных форм надо уметь увидеть обобщающие их плоскости и проследить, под каким углом они находятся к источнику света.kjhfku

Положение 5

 

Выявление сложных форм тоном неизбежно должно быть связано с ощущением их конструкции от начала до конца работы. Особенность конструкции шара не позволяет по-строить её без тона. Линией можно изобразить только круг. Конструкция же шара не только выявляется, но и строится тоном. Чтобы выявить конструктивное построение шара, надо начать с тона, так как положить тени по форме можно, лишь ощутив основную конструктивную ось, что нельзя сделать, не учитывая не только направления лучей, идущих от источника света, но и направления лучей зрения.0009-005-Zadacha-1

Положение 6

 

Не всегда лучи от источника света освещают все предметы одинаково. Иной раз освещение сосредотачивают на одном месте, а остальные предметы освещаются только благодаря влиянию основного луча, дающего рефлексы.

 

Это бывает случаем натурального порядка, или зависит от композиционного замысла художника, желающего выделить то или иное место в картине.

 

Создаётся как бы центр освещения, подчиняющий своему влиянию все опальные места. Я называю это явление светотеневым или тональным центром. Не уничтожая действия других законов тона, он представляет собою нечто особенное.

Положение 7

 

Не оставляет художника безучастным в восприятии своих закономерностей и масса освещённого или затемнённого места на рисунке.

 

Существует определённый закон, по которому детали должны подчиняться светотеневому пятну. Большая форма может существовать только при соблюдении этого закона. Несоблюдение закона подчинения светотеневому пятну разбивает большую форму и делает рисунок не пространственным, а плоскостным.

 

Здесь следует указать, что термин «светотеневое пятно» условен, ибо пятно категория плоскостная, а светотеневое пятно — это форма, пространственная категория, только объединённая светом или тенью.

Положение 8

 

Свет, освещая предметы, отбрасывая от них тени, постепенно угасая на дальних планах, выявляет форму и пространственные отношения. Тон есть средство закономерного распределения света и тени, выделяющее форму. Значит, светлое и тёмное, зависящее от освещения, принадлежит тону.

 

Темнота же окраски, насыщенность цвета не только не выявляет форму, но, наоборот, уплощает её, превращая в пятно.

 

Темнота, зависящая не от света и тени, а от окраски, к тону не относится, ибо формы не выявляет. Это уже явление живописного порядка. Поскольку нажимом угля или карандаша, то есть усилием темноты линии или целого пятна, рисовальщик должен одновременно решать две задачи: выявлять форму и изображать её окраску, то следует разобраться, что же является главным и что подчинённым, и как будет влиять тон на окраску и, наоборот, окраска на тон. Цвет подчиняется законам тона. Тональные отношения не только для рисовальщика, но и для живописца важнее, чем окраска, ибо они выявляют форму. В чём заключается сущность рисования и живописи? Именно в выявлении на плоскости пространства и объёмов. Только в рисунке они вы-являются линией и тоном, а в живописи — цветом. Но опять-таки форма в живописи выявляется нахождением цвета, присущего свету и цвета, присущего тени.

 

Определение Д.Н. Кардовского «Живопись есть цвет, взятый в тоне», очень верно выражает суть этого вида искусства.

 

Темнота же цвета в живописи достигается не зачернением, не запачкиванием цвета, а нахождением контраста к цвету светового определения и тепло-холодных оттенков. Это будет тон в живописи, то есть средство выражения красками пространственно-объёмных отношений, средство выявления формы.jtdjyt

Обобщая мысли, основанные на изучении натуры и её законов, рисунков великих мастеров, наблюдении за учебными рисунками в Академии художеств и в своей педагогической практике, я пришёл к выводу, что без тона нельзя сделать законченного, выразительного, реалистического рисунка. Ибо даже контурный рисунок (как, например, у Энгра или Гольбейна) уже является и тональным, так как разная толщина и вибрация линии определяет повороты формы к свету или тени, её пластику и характер.2012812123453761 HZN02566_catpage

Недаром старые мастера уделяли тону большое внимание, а некоторые из них, как, например, Рембрандт, сделали его основой своих композиционных замыслов, главной силой интерпретации натуры.phoca_thumb_l_rembrandt-harmenszoon-van-rijn-119 picture-46

Поэтому в своей педагогической практике вопросам тона я отвожу значительное место, стараясь не только рассчитывать на ощущения учащихся, а пытаюсь поставить их глаз и в направлении построения, и в направлении тонального выявления формы.

Напишите нам в Whatsapp